За последние несколько лет слово «коллекторы» в России стало одним из наиболее пугающих. При этом в дрожь бросает даже законопослушных граждан, что уж говорить о тех, кто является должником, а значит и потенциальным «клиентом» коллекторов.
Юристам постоянно поступают вопросы от тех, кому коллекторы угрожают. Что делать и что они могут сделать? В 2018 году необходимо ориентироваться на положения так называемого «антиколлекторского закона».
3 июля 2016 года Государственной Думой был принят Федеральный закон № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату задолженности и о внесении изменении в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», получивший известность как «Закон о коллекторах».
Что могут и не могут делать коллекторы?
Следует знать, что по указанному закону кредиторы, а также коллекторы не имеют права:
-
взаимодействовать с должником, если тот является недееспособным, инвалидом первой группы, несовершеннолетним или признан банкротом;
-
беспокоить должника, если он находится в стационарном лечебном учреждении;
-
общаться с должников в будни с 22 ч.. вечера до 8 ч. утра, в выходные — с 20 ч. вечера до 9 ч. утра; присылать любые сообщения (телеграфные, текстовые, голосовые и др.) в указанное время.
Личные встречи коллектора допускаются не более одного раза в неделю; телефонные переговоры ограничиваются одним разом в сутки, двумя разами в неделю, восемью звонками в месяц.
При непосредственном контакте с должником кредитор или представляющий его интересы коллектор обязан сообщить ему свои фамилию, имя и отчество (при наличии), а также наименование кредитора, в чьих интересах осуществляется взаимодействие.
В сообщениях кредитор должен указать:
-
наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах;
-
сведения о факте наличия просроченной задолженности (без указания ее размера и структуры);
-
номер контактного телефона кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.
В почтовых отправлений по месту жительства или месту пребывания должника, обязательно указываются:
-
информация о кредиторе, а также лице, действующем от его имени;
-
почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
-
сведения о договорах и об иных документах;
-
фамилия, имя и отчество (при наличии) и должность лица, подписавшего сообщение;
-
сведения о договорах и об иных документах, являющихся основанием возникновения права требования к должнику;
-
сведения о размере и структуре просроченной задолженности, сроках и порядке ее погашения (в случае, если к новому кредитору перешли права требования прежнего кредитора в части, указывается объем перешедших к кредитору прав требования).